Не великие дела угодны Богу,
а великая любовь, с какою они делаются.
Нет ничего великого, когда мало любят,
и нет ничего малого, когда любят много.
(Св. Василий Великий)

Сообщение на сайт

Обращение к Настоятелю

« 19 Апреля (6 Апреля) »
Пятница
    5-я седмица Великого поста. Глас четвертый. Великий пост. Пища с растительным маслом
  • Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582).
  • Мчч. Петра и Прохора (1918).
  • Сщмч. Иоанна пресвитера (1934).
  • Cщмч. Иакова пресвитера (1943).
  • Новосвящиспов. схиархим. Севастиана (Фомина) (1966).
  • Св. равноап. Мефодия, архиеп. Моравского, первоучителя славян (885).
  • Прп. Платониды Сирской (308).
  • Мчч. 120-ти в Персиде (344-347).
  • Мчч. Иеремия и Архилия пресвитера (III).
  • Прп. Григория Афонского.
  • Прп. Григория Синаита.
  • 2 мчч. в Аскалоне.
  • Новомч. Николая Лесбосского (1463).
  • Новомч. монаха Геннадия Афонского, пострадавшего в Константинополе (1818).
  • Новомчч. Мануеля, Федора, Георгия, Михаила и другого Георгия Самофрасских (1835).
  • Чтения дня
  • Исаии 45:11-17 (на 6-м часе)
  • Бытие 22:1-18 (на вечерне)
  • Притчи Соломона 17:17-18:5 (на вечерне)

Сезон 2014 года

 

Обследование и проекты

С учетом опыта сезона 2013 года было решено провести дополнительные обмеры и выполнить следующие проекты: усиления свода, росписи летней части Храма, освещения, силового электрооборудования, охранной и пожарной сигнализации, видеонаблюдения и звукоусиления, а также выполнить полную трехмерную Храма в два приема, – летний Храм и алтарь для рабочего сезона 2014 года и трапезную с колокольней для дальнейших работ. На обмеры опытной бригаде московской геодезической компании Научно-производственное предприятие «Вадис-Гео», под руководством руководителя департамента обмеров и обследований Артема Тарасова, потребовалось два полных дня только на полевые работы. Специалисты сделали не только тахеометрическую съемку Храма и прилегающей территории, но и трехмерное лазерное сканирование всех сохранившихся частей для точной реконструкции архитектурных деталей. Главный архитектор проекта Николай Николаевич Солодов, на основании обмеров и обследования, исполнил детальную трехмерную модель летней части и алтаря в двух вариантах окраски, а также фотоврисовку модели в полученную чудесным образом фотографию с самолета. Компания «Smart decision technologies» под руководством директора Артема Легчилина совершила проект усиления свода композитной системой от итальянской компании «Mapei», главное специалисты Оксана Казаченко, Роман Дианов и Владимир Игнатьев проекты электроснабжения, отопления и вентиляции и слаботочных систем. Что особенно ценно, все эти работы были выполнены бесплатно, с единственным желанием помочь возрождению Храма.

Кресты и маковки четырех глав.

Первоначальный план работ 2014 года не предполагал восстановления оставшихся четырех глав, равно как и проведения других работ на кровле, за недостатком средств. Однако, бригада мастера Беспалова Евгения Васильевича согласилась снизить цену на работу почти вдвое и окончание кровельных работ стало возможным.
К воссозданию крестов приступили в феврале 2014 года. Два исторических креста сохранились, хоть и были сильно повреждены. Решили их восстановить по той же технологии, что и крест на центральной главе, два других креста выполнить вновь из нержавеющей стали по оригинальным чертежам, «обтянув» их все нержавеющим листом с покрытием нитирит-титаном. Однако металлическую основу в этот раз покрыли порошковой окраской в желтом цвете в заводских условиях для исключения коррозии. Центральный диск, трехлистники и металлические детали осевого рисунка изготовить из двухслойной нержавеющей стали толщиной 2 мм с покрытием. Наиболее трудным оказалось изготовление и покрытие лучей и «пророщенной» части креста. Покрытие желтой краской поновленных деталей из нержавеющей стали, которое было выполнено на центральном кресте при его восстановлении в сезон 2013 года, не удовлетворило. Если весь крест «горел» в солнечную погоду, то эти детали не стали столь видными, «терялись». Покрытие нитрит-титаном фигурных деталей невозможно технологически. После долгих колебаний и поисков нашли мастерскую в окрестностях Москвы, которая согласилась за умеренную сумму отполировать детали до «зеркала» и покрыть 24-х каратным золотом гальваническим способом. Результат получился бесподобным. Поновленные кресты в мае 2014 года были привезены и сложены на хранение с молебный дом, а в июле полностью собраны и установлены для всеобщего обозрения и молитвы.
Не было сомнений, что типом покрытия глав должен стать «лемех», так же, как и на центральной маковке, а видом покрытия нержавеющая сталь с покрытием нитрит или оксид-титаном. Спорным вопросом стал выбор цвета покрытия глав. Исторически, первоначально они были голубыми со звездами, золоченными по гульфарбу. Затем кровельное покрытие красилось белой краской. После раздумий оставили для окончательного решения два варианта: синие купола с покрытием оксид-титаном с «золотыми» звездами или спиральная комбинация синего и «золотого», оксид-титана и нитрит-титана. Трехмерная картинка не могла помочь с выбором, слишком много деталей требовалось учесть. Остановились на том, что надо провести натурный эксперимент, выполнить образец облицовки маковки для окончательного решения. В силу того, что звезды крайне непрактично крепить на покрытие «лемехом» и небольшой размер главок и звезд начали с рисунка «спираль». Первая собранная маковка показала, что рисунок выглядит вполне достойно, архитектор Солодов Н.Н. решение одобрил.

Окна.

Окна летнего Храма исторически были деревянными, оригинальной формы, в одно стекло. Переплеты сохранились лишь частично, но все же в достаточной мере для того, чтобы представить, как они были устроены в прошлом. Решено выполнить окна в металло-пластиковом исполнении, максимально сохранив историческую форму. Однако, при этом установить окна с максимально «теплые», рассчитанные на отопление Храма в зимнее время при минимальных теплопотерях, с одной открывающейся створкой в каждом из боковых окон верхнего яруса с электроприводом. Споры вызвало предложение установить витражную часть в центральных, больших радиусных окнах. Исторических свидетельств применения витражей в Воскресенском Храме не найдено и настоятель Храма отец Алексей, посоветовавшись с благочинным Мышкинского района не благословил установку витражных частей, предложив ограничиться лишь установкой матовых стекол в окна нижнего яруса.
Для подбора исполнителя Главный архитектор Храма Н.Н. Солодов исполнил чертежи разверток стен с окнами и их переплетами, разработал техническое задание. После долгого выбора решено было остановиться на четырехкамерном профиле Caleva толщиной 70 мм и стеклопакетом с энергосберегающим iM-стеклом заполненным аргоном, что значительно уменьшает потерю тепла зимой и нагрев летом. Еще одной причиной, по которой были выбран производитель стала возможность установить на стеклопакет декоративную накладку шириной 23 мм, что примерно совпадало с исторической шириной. К сожалению, технологически возможно выполнять фигурные накладки в заводских условиях только под углом 90 градусов и поэтому пришлось заказать дополнительно несколько метров для изготовления ромбов в переплетах боковых окон.
Подготовка проемов заняла более полутора месяцев. Вода разрушили кирпичную кладку в нижней части окон. Очень плохо сохранились колонны и балки центральных проемов. Пришлось разобрать и заменить до 7 рядов кирпичной кладки, произвести значительное количество «вычинки». Во время работ выяснилось, что в теле кладки примерно через два метра по всему периметру проложена металлическая полоса из «рудной» стали, примерно соответствующей марке Ст0. В том числе, такая полоса проложена и в теле горизонтальной балки центральных окон, для чего они и предназначены. Полоса является арматурой и «стяжкой» кирпичных стен. Именно в результате применения такой технологии двести лет назад сама кирпичная конструкция имеет чрезвычайную общую прочность. Металл «стяжек» за это время практически не подвергся коррозии. А вот перемычки, выполненные из аналогичной металлической полосы оказались значительно повреждены. Поэтому пришлось установить дополнительные равнополочные уголки шириной 100 мм. Все открытые и вновь установленные конструкции были подвергнуты обработке антикоррозионным и окрашивающим составом на алкидной основе «Нержамет». Колонны центральных проемов были дополнительно усилены композитной армирующей лентой, а с южной стороны оштукатурены ремонтным составом швейцарской компании Sika. Этим же составом произведен ремонт откосов. После выравнивания откосы утеплили двумя слоями фольгированного утеплителя Пенофол-А и установили металлические откосы из оцинкованной стали с покрытием Pural белого цвета. На верхний и боковых откосах из-за установленной решетки получился «нахлест». При установке нижнего отлива решетку решено было подрезать, для того, чтобы исключить затекание воды.
Исторически окна были установлены в большую четверть так, что с наружной стороны рама была не видна вовсе. Это создавало ощущение «проема», а не «окна» и давало дополнительный свет. После долгих споров и раздумий новые окна были также установлены «в четверть». Однако пришлось сохранить выпуск профиля рамы на 2-3 сантиметра, чтобы исключить протечки. В нижней части по той же причине от четверти все же отказались. Окна установили в соответствии с ГОСТ 30971-2002 с использованием подоконного профиля, а также паропроницаемой саморасширяющейся уплотнительной ленты (ПСУЛ).

Усиление свода.

Усиление свода было главной задачей сезона 2014 года. В мае 2014 года по всей площади летнего Храма были установлены рамные силовые леса, а под куполом сооружен крепкий помост в виде сплошного настила из доски 40 мм. Осмотр показал, что кирпич купола утратил свою прочность из-за долгих протечек, отдельные кирпичи разваливаются в руках. Но самое страшное, наличие участков с грибком и спорами водорослей (мхом), покрывающих свод. В московской компании, специализирующейся на применении композитных материалов «SDT» был заказан проект усиления, который она и выполнила безвозмездно. Решено остановиться на композитном варианте, как наиболее прочном, долговечном и вписывающемся в архитектуру Храма. Суть решения заключалась в выравнивании поверхности ремонтным составом швейцарской компании Sika и устройство «поддерживающей сетки» из композитной ленты, запечатанной в специальный цементный состав от итальянской компании Mapei. Для этого по всей поверхности свода стоило «приклеить» на особым образом подготовленную поверхность полосы в продольном и поперечном направлениях по принципу полметра через метр. Однако, едва начав, работы пришлось приостановить. Щетками, медным купоросом как дезинфицирующим составом и обработкой специальным антигрибковым составом немецкого производства «SCHOMBURG GmbH» Renogal не удалось исчерпывающим образом удалить следы водорослей (мха) на своде, несмотря на неоднократную обработку. Пришлось обратиться в московскую компанию «Реставрационные технологии», которая предложила систему обработки, последующей штукатурки и подготовки под роспись. Она включала пропитку поверхности антисептиком «Полисепт» для удаления грибка и плесени, нанесение состава Baumit SanierLösung с последующей очисткой поверхности для уничтожения плесени и водорослей, флюотирование, обработка солями гексафторкремниевоводородной кислоты (гексафторсиликаты) на водной основе, для укрепления поверхности кирпича и предотвращение «высолов». В 6 июня 2014 нужные составы доставили в Воскресенское. Более двух месяцев понадобилось, чтобы провести все этапы обработки поверхности.
В результате визуально всякие следы грибка и водорослей исчезли. Кирпич свода и раствор высох. После вычинения негодного кирпича, приступили к усилению.

Роспись

Уже в самом начале работ по штукатурке стало ясно, что сохранившаяся темперная живопись на стенах Храма, находится в плачевном состоянии. Краски осыпались и ранее яркие образы стали почти неразличимы, штукатурка почти повсеместно отслоилась. Обсуждалось предложение сделать качественные фотографии сохранившихся участков, с тем чтобы сбить старую. Выполнить новую штукатурку и расписать Храм сызнова. Для принятия решения были приглашены специалисты по реставрации и художники. Выяснилось, что Храм расписывал академик живописи Василий Васильевич Васильев, известный русский художник и иконописец, чьи работы представлены во многих музеях, в том числе Государственной Третьяковской галерее. Это, а также желание сохранить насколько возможно исторический облик Храма, побудило сделать попытку реставрации. За нее взялся известный русский художник, иконописец Филлипов Андрей Геннадьевич, за 30 лет работы расписавший 47 Храмов и Церквей совместно с реставратором 1-й категории, кавалером ордена «Серафима Соровского» Некрасовым Владимиром Ивановичем. Был составлен план работ по реставрации и договор на пять лет, с 2014 по 2019 годы. В 2014 году решено закрепить сохранившуюся роспись, выполнив комплекс реставрационных работ. Затем восстановить небольшой участок и по результатам выполнить детальный проект росписи Летнего Храма.
Работы начались в мае 2014 года. На своде и восточной стене не сохранилось даже фрагментов росписи. Реставрация началась с северной стены. Бригада, состоящая из трех реставраторов-художников под руководством реставратора 1-й категории Некрасова В.И. очищала роспись, закрепляла штукатурку кляммерами и закачкой клеящего раствора, закрепляла остатки живописи и переносила рисунок на кальки. Фотографируя все, что хоть сколько-то сохранилось. Работа крайне кропотливая, только на северную стену ушло около месяца, примерно 900 человеко-часов. Всего на северной, западной и южной стенах удалось сохранить 115 квадратных метров старой росписи. Выяснилось, что после первоначальной росписи в 1860 году, живопись несколько раз поновлялась. Однако качество поновления и по мастерству художника, и по применяемым масляным краскам было значительно хуже оригинала. Эти краски местами почернели и закрыли изначальный слой. Так реставрация показала, что плащ на фигуре одного из персонажей в верхнем ярусе росписи западной стены оказался не черным, а красным. Художники Евгений Вагаев и Анатолий Майоров реконструировали часть орнамента третьего яруса. Поразительной красоты узоры, оказались не только красочными и гармоничными, но и безупречно геометрически точными.
Реставрация в целом была завершена к концу июля 2014 года.

Колокола.

К 200-летию Храма очень хотелось иметь собственный колокольный звон. Для этого, после долго выбора остановились на Международном центре колокольного искусства в Санкт-Петербурге. Решено было для начала ограничиться малым набором колоколов, который в дальнейшем, с восстановлением колокольни, можно увеличить без потери гармонии колокольного звона перенести на основную колокольню по ее восстановлению. Малый набор предполагалось разместить на специальной переносной звоннице. Приобретение электронного звонаря Батюшка, отец Алексей, не благословил, считая, что разумней воспитать собственного звонаря. В июне 2014 года был размещен заказ на самый крупный колокол набора 120 кг. В верхнем поясе его выполнена надпись «Пойте Богу нашему, пойте!», в нижнем, – «Лит сей колокол в лето 2014 от Р.Х. ко 200-летию Воскресенского Храма, что в Неледенщине, при епископе Рыбинском и Углическом Вениамине», и четыре образа в среднем, – Апостола Андрея Первозванного, Воскресения Христова, Архангела Михаила, Николая Чудотворца. Колоколу этому предстояла служить роль и Благовеста, до приобретения более тяжелого в будущем, и единственного колокола, до окончания сбора средств на малый набор колоколов. 12 сентября 2014 года отлитый в Тутаеве колокол был привезен в Воскресенский Храм и установлен в специально изготовленную временную звонницу на территории трапезной.

Электрообеспечение и слаботочные сети.

Поскольку в 2014 году предполагалось выполнить внутреннюю штукатурку Летнего Храма, требовалось заложить все необходимые провода для освещения, отопления, розеток, охранной и пожарной сигнализаций, видеонаблюдения и звукоусиления. Работы начались в мае 2014 года. Проект выполнили Оксана Казаченко из московской проектной компании «Инвестстройпроект» и Владимир Игнатьев из фирмы «Электросистемы». Несмотря на то, что все старались делать максимально экономично, рабочим пришлось уложить 1,5 километра электрических проводов, 0,5 километра слаботочных проводов, 1,3 километра пластиковой гофры, 400 метров пластиковых труб, установить 26 автоматических выключателей и дифференциальных автоматов в бокс управления. Вывели и провода для питания кровельной части архитектурного освещения, прожекторов освещения центрального креста и светодиодных лент подсветки круглых ниш в фронтонах.

Отопление.

Основная часть Храма и алтарь использовались исторически только в летнее время года. Поэтому ее еще называют Летним Храмом или летней частью Храма. Объяснялось это трудностями устройства отопления и дороговизной эксплуатации в XIX веке. При реконструкции изначально стояла задача предусмотреть возможность эксплуатации в зимнее время. Толщина стен для этого вполне достаточна. Требуется лишь утеплить свод, поставить теплые окна и врезать утепленные двери с организацией тамбура. И снабдить Храм системой отопления. В связи с отдаленностью теплотрассы и высокой стоимостью отопления (примерно, 36 000 рублей в год) единственной возможностью на первом этапе стало электрическое отопление. Расчеты показали, что для полноценного работы потребуется не более 30 кВт. В расчете на тридцатиградусный мороз. Это значит, что для большей части зимы нужно 10-20 кВт. Большей проблемой является высота Храма. Он представляет из себя параллелепипед примерно 10*10*15 метров. Что означает, теплый воздух должен скапливаться в верхней части и трудно рассчитывать на должную конвекцию. Поэтому систему отопления решено сделать распределенной, состоящей из нескольких подсистем. В первую очередь должны быть поставлены 4 тепловентилятора по углам Храма на высоте 4-5 метров с регулируемой мощностью и углом наклона потока. Воздуха от них будет идти вниз под напором вентилятора и лишь потом естественно подниматься вверх. Минимальная мощность 6 кВт, максимальная 12 кВт. Предполагается, что только эти четыре устройства смогут отапливать Храм в «дежурном режиме». Впоследствии предполагается установить дополнительно 4 электрических конвектора под окнами (6 кВт -2015 год), три инфракрасных обогревателя в тамбурах (6кВт – 2015 год), блок подогрева воздуха в приточной установке, которую предполагается смонтировать в западной стене (10 кВт – 2016 год) и теплые полы (10кВт – 2018 год).

Ремонт стен.

Работа над восстановлением проемов показала, что основной проблемой в стенах Храма являются разрушенные карнизы. Именно через них вода проникала в стены, пропитывала их и ускоряла разрушительные процессы. Поэтом одной из задача, которые пришлось решать летом 2014 года, восстановление карнизов. Архитектор Солодов Н.Н. по старым фотографиям выполнил эскиз и трехмерную картинку карниза и работа началась в августе 2014 года.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>