20120807-3-2-1-0 восточная стена кладка слева 2012

Кирпич для стен Летнего Храма

Церковь Воскресения словущего, что в Нелединщине была заброшена в середине 40-х годов XX века. За семьдесят лет кирпичные конструкции очень пострадали от ветра, воды и мороза. Особенно, шеи глав, карнизы, подоконные части проемов, часть свода. В многих местах прямо на кирпичных стенах выросли дкустарники и деревья, в руку толщиной. Пострадал Храм, к великому сожалению, и от рук вандалов, в том числе и из местных жителей. Во многих местах стены были словно «выгрызены» в безуспешных попытках разрушить их. Одним из мероприятий реконструкции и усиления несущих конструкций стало замена негодного кирпича методом «вычинения». При этом новая кладка связывалась со старой кладочной сеткой и арматурными стержнями. В 2014 году решено для кладки использовать только качественный Гжельский кирпич марки М200 морозостойкостью F50 с достаточно хорошей геометрией.

d4

Малый набор колоколов

К 200-летию Храма очень хотелось иметь собственный колокольный звон. Для этого, после долго выбора остановились на Международном центре колокольного искусства в Санкт-Петербурге. Решено было для начала ограничиться малым набором колоколов, который в дальнейшем, с восстановлением колокольни, можно увеличить без потери гармонии колокольного звона и согласился сопровождать на этом пути. Малый набор предполагалось разместить на специальной переносной звоннице. Приобретение электронного звонаря Батюшка, отец Алексей, не благословил, считая, что разумней воспитать собственного звонаря. В июне 2014 года был размещен заказ на самый крупный колокол набора 120 кг. Колоколу этому предстояла служить роль Благовеста, до приобретена более тяжелого в будущем. Однако, сам малый набор из 8 колоколов, 62,32,24,16,13,9,7,5 общим весом 168 кг., переносную звонницу для их установки, ее установку и обучение звонаря еще только предстоит купить. После этого переносная звонница, установленная в временный помост на территории Храма огласит окрестности собственным полноценным колокольным звоном.

d4

Большой колокол

К 200-летию Храма очень хотелось иметь собственный колокольный звон. Для этого, после долго выбора остановились на Международном центре колокольного искусства в Санкт-Петербурге. Решено было для начала ограничиться малым набором колоколов, который в дальнейшем, с восстановлением колокольни, можно увеличить без потери гармонии колокольного звона и согласился сопровождать на этом пути. Малый набор предполагалось разместить на специальной переносной звоннице. Приобретение электронного звонаря Батюшка, отец Алексей, не благословил, считая, что разумней воспитать собственного звонаря. В июне 2014 года был размещен заказ на самый крупный колокол набора 120 кг. В верхнем поясе его выполнена надпись «Пойте Богу нашему, пойте!», в нижнем, – «Лит сей колокол в лето 2014 от Р.Х. ко 200-летию Воскресенского Храма, что в Неледенщине, при епископе Рыбинском и Углическом Вениамине», и четыре образа в среднем, – Апостола Андрея Первозванного, Воскресения Христова, Архангела Михаила, Николая Чудотворца. Колоколу этому предстояла служить роль Благовеста, до приобретена более тяжелого в будущем.

d1

Окна Летнего Храма

Окна летнего Храма исторически были деревянными, оригинальной формы, в одно стекло. Переплеты сохранились лишь частично, но все же в достаточной мере для того, чтобы представить, как они были устроены в прошлом. Решено выполнить окна в металло-пластиковом исполнении, максимально сохранив историческую форму. Однако, при этом установить окна с максимально «теплые», рассчитанные на отопление Храма в зимнее время при минимальных теплопотерях, с одной открывающейся створкой в каждом из боковых окон верхнего яруса с электроприводом. Споры вызвало предложение установить витражную часть в центральных, больших радиусных окнах. Исторических свидетельств применения витражей в Воскресенском Храме не найдено и настоятель Храма отец Алексей, посоветовавшись с благочинным Мышкинского района не благословил установку витражных частей, предложив ограничиться лишь установкой матовых стекол в окна нижнего яруса.
Для подбора исполнителя Главный архитектор Храма Н.Н. Солодов исполнил чертежи разверток стен с окнами и их переплетами, разработал техническое задание. После долгого выбора решено было остановиться на четырехкамерном профиле Caleva толщиной 70 мм и стеклопакетом с энергосберегающим iM-стеклом заполненным аргоном, что значительно уменьшает потерю тепла зимой и нагрев летом. Еще одной причиной, по которой были выбран производитель, стала возможность установить на стеклопакет декоративную накладку шириной 23 мм, что примерно совпадало с исторической шириной. К сожалению, технологически возможно выполнять фигурные накладки в заводских условиях только под углом 90 градусов и поэтому пришлось заказать дополнительно несколько метров для изготовления ромбов в переплетах боковых окон.
Подготовка проемов заняла более полутора месяцев. Вода разрушили кирпичную кладку в нижней части окон. Очень плохо сохранились колонны и балки центральных проемов. Пришлось разобрать и заменить до 7 рядов кирпичной кладки, произвести значительное количество «вычинки». Во время работ выяснилось, что в теле кладки примерно через два метра по всему периметру проложена металлическая полоса из «рудной» стали, примерно соответствующей марке Ст0. В том числе такая полоса проложена и в теле горизонтальной балки центральных окон, для чего они и предназначены. Полоса является арматурой и «стяжкой» кирпичных стен. Именно в результате применения такой технологии двести лет назад сама кирпичная конструкция имеет чрезвычайную общую прочность. Металл «стяжек» за это время практически не подвергся коррозии. А вот перемычки, выполненные из аналогичной металлической полосы оказались значительно повреждены. Поэтому пришлось установить дополнительные равнополочные уголки шириной 100 мм. Все открытые и вновь установленные конструкции были подвергнуты обработке антикоррозионным и окрашивающим составом на алкидной основе «Нержамет». Колонны центральных проемов были дополнительно усилены композитной армирующей лентой, а с южной стороны оштукатурены ремонтным составом швейцарской компании Zica. Этим же составом произведен ремонт откосов. После выравнивания откосы утеплили двумя слоями фольгированного утеплителя Пенофол-А и установлили металлические откосы из оцинкованной стали с покрытием Pural белого цвета. На верхний и боковых откосах из-за установленной решетки получился «нахлест». При установке нижнего отлива решетку решено было подрезать, для того, чтобы исключить затекание воды.
Исторически окна были установлены в большую четверть так, что с наружной стороны рама была не видна вовсе. Это создавало ощущение «проема», а не «окна» и давало дополнительный свет. После долгих споров и раздумий новые окна были также установлены «в четверть». Однако пришлось сохранить выпуск профиля рамы на 2-3 сантиметра, чтобы исключить протечки. В нижней части по той же причине от четверти все же отказались. Окна установили в соответствии с ГОСТ 30971-2002 с использованием подоконного профиля, а также паропроницаемой само расширяющейся уплотнительной ленты (ПСУЛ).

20140511-1-7 общий вид на барабан маковку и крест 2014

Листы для кровли

Кирпичные поверхности шей глав летней части Храма и треугольных фронтонов-кукушек на кровле для дополнительной защиты решено было не окрашивать, а облицевать белым металлическим листом. Исторически, по свидетельству приходского священника Павла Флегонтовича Преображенского, будущего епископа Агафодора, главы с момента строительства были обиты жестью. В 1895 году главы на Храме были обиты белым железом. Остатки его мы могли еще увидеть и при начале реставрационных работ. Для примера, первой обшили шею центральной главы в феврале 2014 года. Оказалось, что это не только практично, но и очень красиво, так как ослепительно белый металл придал ощущение свежести и чистоты самой главе, и кровле в целом. Для облицовки решили использовать качественный металл финской компании Ruukki 1Zn275 с покрытием PURAL цвета PR 20.

20140707-IMG_00000156

Реставрация росписи

Уже в самом начале работ по штукатурке стало ясно, что сохранившаяся темперная живопись на стенах Храма, находится в плачевном состоянии. Краски осыпались и ранее яркие образы стали почти неразличимы, штукатурка почти повсеместно отслоилась. Обсуждалось предложение сделать качественные фотографии сохранившихся участков, с тем чтобы сбить старую. Выполнить новую штукатурку и расписать Храм сызнова. Для принятия решения были приглашены специалисты по реставрации и художники. Выяснилось, что Храм расписывал академик живописи Василий Васильевич Васильев, известный русский художник и иконописец, чьи работы представлены во многих музеях, в том числе Государственной Третьяковской галерее. Это, а также желание сохранить насколько возможно исторический облик Храма, побудило сделать попытку реставрации. За нее взялся известный русский художник, иконописец Филлипов Андрей Геннадьевич, за 30 лет работы расписавший 47 Храмов и Церквей совместно с реставратором 1-й категории, кавалером ордена «Серафима Соровского» Некрасовым Владимиром Ивановичем. Был составлен план работ по реставрации и договор на пять лет, с 2014 по 2019 годы. В 2014 году решено закрепить сохранившуюся роспись, выполнив комплекс реставрационных работ. Затем восстановить небольшой участок и по результатам выполнить детальный проект росписи Летнего Храма.
Работы начались в мае 2014 года. На своде и восточной стене не сохранилось даже фрагментов росписи. Реставрация началась с северной стены. Бригада, состоящая из трех реставраторов-художников под руководством реставратора 1-й категории Некрасова В.И. очищала роспись, закрепляла штукатурку кляммерами и закачкой клеящего раствора, закрепляла остатки живописи и переносила рисунок на кальки. Фотографируя все, что хоть сколько-то сохранилось. Работа крайне кропотливая, только на северную стену ушло около месяца, примерно 900 человеко-часов. Всего на северной, западной и южной стенах удалось сохранить 115 квадратных метров старой росписи. Выяснилось, что после первоначальной росписи в 1860 году, живопись несколько раз поновлялась. Однако качество поновления и по мастерству художника, и по применяемым масляным краскам было значительно хуже оригинала. Эти краски местами почернели и закрыли изначальный слой. Так реставрация показала, что плащ на фигуре одного из персонажей в верхнем ярусе росписи западной стены оказался не черным, а красным. Художники Евгений Вагаев и Анатолий Майоров реконструировали часть орнамента третьего яруса. Поразительной красоты узоры, оказались не только красочными и гармоничными, но и безупречно геометрически точными.
Реставрация в целом была завершена к концу июля 2014 года.

ЭСКИЗ4

Проект росписи Летнего Храма

Уже в самом начале работ по штукатурке стало ясно, что сохранившаяся темперная живопись на стенах Храма, находится в плачевном состоянии. Краски осыпались и ранее яркие образы стали почти неразличимы, штукатурка почти повсеместно отслоилась. Обсуждалось предложение сделать качественные фотографии сохранившихся участков, с тем чтобы сбить старую. Выполнить новую штукатурку и расписать Храм сызнова. Для принятия решения были приглашены специалисты по реставрации и художники. Выяснилось, что Храм расписывал академик живописи Василий Васильевич Васильев, известный русский художник и иконописец, чьи работы представлены во многих музеях, в том числе Государственной Третьяковской галерее. Это, а также желание сохранить насколько возможно исторический облик Храма, побудило сделать попытку реставрации. За нее взялся известный русский художник, иконописец Филлипов Андрей Геннадьевич, за 30 лет работы расписавший 47 Храмов и Церквей совместно с реставратором 1-й категории, кавалером ордена «Серафима Соровского» Некрасовым Владимиром Ивановичем. Был составлен план работ по реставрации и договор на пять лет, с 2014 по 2019 годы. В 2014 году решено закрепить сохранившуюся роспись, выполнив комплекс реставрационных работ. Затем восстановить небольшой участок и по результатам выполнить детальный проект росписи Летнего Храма.
Работы начались в мае 2014 года. На своде и восточной стене не сохранилось даже фрагментов росписи. Реставрация началась с северной стены. Бригада, состоящая из трех реставраторов-художников под руководством реставратора 1-й категории Некрасова В.И. очищала роспись, закрепляла штукатурку кляммерами и закачкой клеящего раствора, закрепляла остатки живописи и переносила рисунок на кальки. Фотографируя все, что хоть сколько-то сохранилось. Работа крайне кропотливая, только на северную стену ушло около месяца, примерно 900 человеко-часов. Всего на северной, западной и южной стенах удалось сохранить 115 квадратных метров старой росписи. Выяснилось, что после первоначальной росписи в 1860 году, живопись несколько раз поновлялась. Однако качество поновления и по мастерству художника, и по применяемым масляным краскам было значительно хуже оригинала. Эти краски местами почернели и закрыли изначальный слой. Так реставрация показала, что плащ на фигуре одного из персонажей в верхнем ярусе росписи западной стены оказался не черным, а красным. Художники Евгений Вагаев и Анатолий Майоров реконструировали часть орнамента третьего яруса. Поразительной красоты узоры, оказались не только красочными и гармоничными, но и безупречно геометрически точными. Реставрация в целом была завершена к концу июля 2014 года.
Однако, прежде чем приступать к росписи Храма, с связи со значительными утратами и отсутствием фотографий того, что было требуется сделать проект для Летней части Храма. Площадь, подлежащая росписи в летней части Воскресенского Храма составляет чуть менее 700 кв.м. Стоимость проекта в дальнейшем войдет в стоимость самой росписи. В процессе такой виртуальной реконструкции предстоит проанализировать все имеющиеся в наличии исторические материалы, реконструированные остатки росписи, а сохранилось около 20 процентов всего. И на основе такого анализа сделать эскизы будущей росписи в бумажном и электронном виде. Входит в эту работу и создание 3-х мерной модели.

Электрический калорифер

Электрические конвекторы

Основная часть Храма и алтарь использовались исторически только в летнее время года. Поэтому ее еще называют Летним Храмом или летней частью Храма. Объяснялось это трудностями устройства отопления и дороговизной эксплуатации в XIX веке. При реконструкции изначально стояла задача предусмотреть возможность эксплуатации в зимнее время. Толщина стен для этого вполне достаточна. Требуется лишь утеплить свод, поставить теплые окна и врезать утепленные двери с организацией тамбура. И снабдить Храм системой отопления. В связи с отдаленностью теплотрассы и высокой стоимостью отопления (примерно, 36 000 рублей в год) единственной возможностью на первом этапе стало электрическое отопление. Расчеты показали, что для полноценного работы потребуется не более 30 кВт. В расчете на тридцатиградусный мороз. Это значит, что для большей части зимы нужно 10-20 кВт. Большей проблемой является высота Храма. Он представляет из себя параллелепипед примерно 10*10*15 метров. Что означает, теплый воздух должен скапливаться в верхней части и трудно рассчитывать на должную конвекцию. Поэтому систему отопления решено сделать распределенной, состоящей из нескольких подсистем. В первую очередь были поставлены 4 тепловентилятора по углам Храма на высоте 4-5 метров с регулируемой мощностью и углом наклона потока. Воздуха от них будет идти вниз под напором вентилятора и лишь потом естественно подниматься вверх. Минимальная мощность 6 кВт, максимальная 12 кВт. Предполагается, что только эти четыре устройства смогут отапливать Храм в «дежурном режиме». Впоследствии предполагается установить дополнительно 4 электрических конвектора под окнами (6 кВт -2015 год). А еще позже три инфракрасных обогревателя в тамбурах (6кВт – 2015 год), блок подогрева воздуха в приточной установке, которую предполагается смонтировать в западной стене (10 кВт – 2016 год) и теплые полы (10кВт – 2018 год).

Тепловентилятор

Тепловентиляторы

Основная часть Храма и алтарь использовались исторически только в летнее время года. Поэтому ее еще называют Летним Храмом или летней частью Храма. Объяснялось это трудностями устройства отопления и дороговизной эксплуатации в XIX веке. При реконструкции изначально стояла задача предусмотреть возможность эксплуатации в зимнее время. Толщина стен для этого вполне достаточна. Требуется лишь утеплить свод, поставить теплые окна и врезать утепленные двери с организацией тамбура. И снабдить Храм системой отопления. В связи с отдаленностью теплотрассы и высокой стоимостью отопления (примерно, 36 000 рублей в год) единственной возможностью на первом этапе стало электрическое отопление. Расчеты показали, что для полноценного работы потребуется не более 30 кВт. В расчете на тридцатиградусный мороз. Это значит, что для большей части зимы нужно 10-20 кВт. Большей проблемой является высота Храма. Он представляет из себя параллелепипед примерно 10*10*15 метров. Что означает, теплый воздух должен скапливаться в верхней части и трудно рассчитывать на должную конвекцию. Поэтому систему отопления решено сделать распределенной, состоящей из нескольких подсистем. В первую очередь должны быть поставлены 4 тепловентилятора по углам Храма на высоте 4-5 метров с регулируемой мощностью и углом наклона потока. Воздуха от них будет идти вниз под напором вентилятора и лишь потом естественно подниматься вверх. Минимальная мощность 6 кВт, максимальная 12 кВт. Предполагается, что только эти четыре устройства смогут отапливать Храм в «дежурном режиме». Впоследствии предполагается установить дополнительно 4 электрических конвектора под окнами (6 кВт -2015 год), три инфракрасных обогревателя в тамбурах (6кВт – 2015 год), блок подогрева воздуха в приточной установке, которую предполагается смонтировать в западной стене (10 кВт – 2016 год) и теплые полы (10кВт – 2018 год).

Инфракрасный обогреватель

Инфракрасные обогреватели

Основная часть Храма и алтарь использовались исторически только в летнее время года. Поэтому ее еще называют Летним Храмом или летней частью Храма. Объяснялось это трудностями устройства отопления и дороговизной эксплуатации в XIX веке. При реконструкции изначально стояла задача предусмотреть возможность эксплуатации в зимнее время. Толщина стен для этого вполне достаточна. Требуется лишь утеплить свод, поставить теплые окна и врезать утепленные двери с организацией тамбура. И снабдить Храм системой отопления. В связи с отдаленностью теплотрассы и высокой стоимостью отопления (примерно, 36 000 рублей в год) единственной возможностью на первом этапе стало электрическое отопление. Расчеты показали, что для полноценного работы потребуется не более 30 кВт. В расчете на тридцатиградусный мороз. Это значит, что для большей части зимы нужно 10-20 кВт. Большей проблемой является высота Храма. Он представляет из себя параллелепипед примерно 10*10*15 метров. Что означает, теплый воздух должен скапливаться в верхней части и трудно рассчитывать на должную конвекцию. Поэтому систему отопления решено сделать распределенной, состоящей из нескольких подсистем. В первую очередь были поставлены 4 тепловентилятора по углам Храма на высоте 4-5 метров с регулируемой мощностью и углом наклона потока. Воздуха от них будет идти вниз под напором вентилятора и лишь потом естественно подниматься вверх. Минимальная мощность 6 кВт, максимальная 12 кВт. Предполагается, что только эти четыре устройства смогут отапливать Храм в «дежурном режиме». Впоследствии предполагается установить дополнительно 4 электрических конвектора под окнами (6 кВт -2015 год). А еще позже три инфракрасных обогревателя в тамбурах (6кВт – 2015 год). В конце концов, блок подогрева воздуха в приточной установке, которую предполагается смонтировать в западной стене (10 кВт – 2016 год) и теплые полы (10кВт – 2018 год).